Обособленное подразделение ФГБУН ВолНЦ РАН
RuEn

Личностное развитие детей и молодежи. Роль конкурсов научно-технического творчества

Сотрудники Вологодского научного центра РАН – заместитель директора по научной работе к.э.н. Любовь Васильевна Бабич и старший научный сотрудник, заместитель заведующего отделом к.филол.н. Елена Станиславовна Мироненко в своей статье предложили теоретическое обоснование роли конкурсов научно-технического творчества в личностном развитии детей и молодежи как механизма развития кадрового потенциала научной сферы.

Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвалифицированных кадров. Внешние условия служат предпосылкой для реализации творческих возможностей личности, имеющей в биологическом отношении безграничный потенциал. Кружки, конкурсы, выставки инженерной направленности, олимпиады профессионального мастерства позволяют выявлять и поддерживать талантливую молодежь, создают условия для раскрытия креативных способностей школьников и студентов, повышают результативность их участия в научно-технической деятельности.

В систему выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей и молодежи Российской Федерации входят:

  • сама система общего образования, направленная на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей;
  • сеть специализированных общеобразовательных организаций, осуществляющих углубленную подготовку школьников, которые проявляют способности к тем или иным предметам;
  • образовательный центр «Сириус» и формирующаяся на основе его опыта сеть региональных центров выявления и поддержки одаренных детей;
  • сеть образовательных организаций дополнительного образования детей;
  • комплекс интеллектуальных, спортивных и творческих конкурсов и соревнований, самый масштабный из которых – всероссийские олимпиады школьников по учебным предметам.

Авторы отмечают, что в Вологодской области на протяжении последних лет активно развивается научная, научно-техническая и инновационная деятельность, направленная на развитие как традиционных, так и высокотехнологичных секторов экономики области:

  • по программам Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере ежегодно проводятся региональные отборы по программе УМНИК, оказывается поддержка по участию в других программах Фонда;
  • для выявления талантливой молодежи и поиска новых научно-технических проектов проводится областной конкурс научно-технических проектов «Потенциал будущего»;
  • для стимулирования внедрения в производство инновационных разработок ежегодно осуществляется областной конкурс «Инженер-новатор года»;
  • в целях стимулирования ведения научно-исследовательской деятельности с 2017 года проводится областной конкурс «Интеллектуальный потенциал Вологодской области».

В настоящее время в регионе созданы условия для детского научно-технического творчества и изобретательства. На территории области функционируют 50 площадок для внедрения дополнительных общеразвивающих программ технической направленности. В частности, в Научно-образовательном центре ФГБУН ВолНЦ РАН особое внимание уделяется организации конкурсов и олимпиад для школьников. 6 октября 2016 года в НОЦ ВолНЦ РАН впервые прошел региональный конкурс-выставка школьников «SMART-Вологда», ставший ежегодным.

Выставка проводится в виде презентации самостоятельных работ обучающихся, представляющих собой инновационные проекты, направленные на решение существующих и предотвращение потенциальных проблем в экономике и обществе, и формируется по следующим тематическим направлениям:

– Digital Innovation – цифровые системы для решения социальных проблем региона;

– Social Mobile – разработка мобильных приложений и систем по обеспечению социальной поддержки населения региона;

– Social Smart City – концепция интеграции информационных и коммуникационных технологий для управления городским имуществом с целью решения или смягчения существующих социальных проблем в обществе и улучшения качества жизни населения;

– Edu – инновационные образовательные системы, направленные на преобразование и повышение качества образования в регионе;

– Eco – инновационные проекты, направленные на защиту и улучшение окружающей среды в регионе;

– Food – инновационные проекты в сфере общественного питания, направленные на модернизацию системы питания в регионе;

– Health – инновационные проекты в сфере здравоохранения, направленные на улучшение здоровья и качества жизни населения в регионе.

Подобные конкурсы позволяют оценить уровень подготовки молодежи, выявить особо одаренных технически обучающихся, развить их технические наклонности, совершенствовать учебно-методические материалы, материально-техническую базу. Результаты работы могут быть востребованы образовательными организациями, родителями для организации профориентационных мероприятий, разработки и продвижения инновационных проектов, сотрудничества с научными центрами.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00811 «Smart-образование как вектор развития человеческого потенциала молодого поколения». Прочитать статью полностью.

Все сообщения