12 августа 2020 года состоялся научный семинар-дискуссия «Парадоксы» цифрового развития российского образования»

12 августа в рамках научной школы «Проблемы комплексного исследования региональных экономических и социальных процессов» (руководитель – д.э.н., профессор В.А. Ильин) в отделе исследования уровня и образа жизни населения Вологодского научного центра РАН состоялось заседание постоянно действующего научного семинара-дискуссии «Социальная экономика». С докладом «Парадоксы» цифрового развития российского образования» выступил старший научный сотрудник лаборатории исследования проблем развития трудового потенциала к.э.н. Максим Александрович Головчин.

В теоретической части доклада Максим Александрович затронул природу института образовательной цифровизации и обозначил спорные моменты его развития. Для иллюстрации этих моментов был приведен анализ данных количественных и качественных социологических исследований, а также мониторинга материалов СМИ. В частности, рассмотрены проблемы, с которыми столкнулась система образования при массовом переводе школьников на дистанционное обучение во время пандемии COVID-19, и возможные риски, с которыми сталкиваются преподаватели в своей деятельности по причине слабой адаптируемости к использованию цифровых технологий.

В заключительной части выступления Максим Александрович выделил вызовы, которые в настоящее время стоят перед российской системой образования на фоне развития института цифровизации: учет низкой ресурсной обеспеченности домохозяйств, преодоление риска кастомизации образования, неоднозначное влияние цифровизации на организационную культуру образовательных агентов. Кроме того, он представил авторскую вариативную модель процесса адаптации агентов к институту образовательной цифровизации.

Доклад вызвал оживленную дискуссию. Рецензенты ст.н.с. к.и.н. Ю.В. Уханова и ст.н.с. к.э.н. К.А. Устинова, эксперт ст.н.с. к.э.н. В.С. Усков и другие сотрудники ВолНЦ РАН приняли активное участие в его обсуждении, высказали рекомендации и предложения по развитию исследования.

Все сообщения